alex (alex_san07) wrote,
alex
alex_san07

Category:

Лузановка и трамваи

90 лет назад, 15 мая 1926 года, открылось регулярное трамвайное движение в Лузановку. Эта линия не предусматривалась проектом Бельгийского общества, однако развитие Лузановского курорта в 1920-х годах требовало надёжной транспортной связи с центром Одессы. Управление электростанций и трамваев начинало строительство новой линии от существующей конечной станции «Зерновой рынок» в условиях крайнего дефицита ресурсов. В то же время, на Балтской дороге ожидала достройки брошенная в 1915-м году линия № 7. За прошедшие десять лет, местные жители расхитили шпалы на большом участке пути у дальней конечной линии (вблизи современной улицы 8-го Марта). Заброшенные пути от завода «Большевик» (бывш. «Викандер и Ларсон») до конечной было решено демонтировать и использовать для строительства новой линии в Лузановку.





Новая линия была построена в один путь. Вагоны встречались на четырёх разъездах, самый длинный из которых располагался вблизи пляжа в Лузановке. Над каналом между морем и Куяльницким лиманом был сооружён временный мост из двутавровых балок на устоях из шпал. Конечная новой линии располагалась на разъезде в Лузановке, дальше путь шёл к тупику у песчаных выработок в окрестностях совр. детского лагеря «Молодая Гвардия». Ещё один тупик для погрузки песка был построен у побережья в районе нынешнего Кабельного завода.

Untitled-709.png

Схема линии в Лузановку в 1927 году

В июле 1928 года на площади Мартыновского (Греческой) был открыт новый трамвайный павильон. 8 августа того же года к нему была перенесена конечная станция линий № 8 «Куяльник» и № 9 «Лузановка», открыв беспересадочное сообщение между центром Одессы и курортами в северной части города. Летом 1929 года между Лузановкой и площадью Мартыновского ежедневно курсировало 6 трамваев. Пропускная способность линии, которую совместно использовали как пассажирские вагоны, так и грузовые, ограничивалась количеством разъездов. Трамвайное управление планировало в скором времени организовать в Лузановке кольцо и уложить второй путь на однопутных участках.


В 1931 году была построена новая песчаная ветка, которая в 1936 году была удлинена. К 1936 году песчаные выработки исчерпывались и две ветки из трёх имевшихся были закрыты. Последняя же из них проработала до 1955 года. Тем временем, южная конечная станция линии вернулась к Пересыпскому мосту: состояние рельсовых путей на Селянском спуске (Маринеско) привело к закрытию пассажирского движения на нём в 1932 году. Все линии северного направления были перенаправлены на новое кольцо у моста.


Линия № 9 была закрыта во время обороны Одессы. Известно, что к моменту консервации трамвая 16 октября 1941 года, она уже не работала, поскольку на путях были построены баррикады. В годы оккупации пассажирское движение в Лузановку не возобновлялось, линия была загромождена остатками баррикад и частично повреждена. На уцелевших участках планировалось запустить грузовые перевозки, однако состояние пути было далёким от пригодного для движения. В июне 1945 года было возобновлено движение до кольца маршрута 9А на Зерновом рынке. Вплоть до лета 1946 года, весь участок от Зернового рынка до Лузановки был выведен из пассажирской эксплуатации. После возобновления регулярного движения в прежнем объёме, кольцо на Зерновом рынке было закрыто и постепенно демонтировано к 1949–50 годам.



Untitled-712.png
Проект продления маршрута № 9. Современный чертёж по материалам 1959 г.

По мере реконструкции линий с колеи 1000 мм на принятый в 1931 году стандарт в 1524 мм, линии №№ 6 и 9 тоже были перешиты в 1956 году. Тогда же была проведена значительная проектная работа по разработке продления маршрута № 9. В северном направлении линия должна была пройти через улицы посёлка Котовского, в том числе — по будущему проспекту Добровольского, но частично, а в южном (обратном) — полностью. В 1960 году он был частично реализован как самостоятельный маршрут № 8 (старая линия № 8 на Куяльницкий курорт была закрыта в 1955 году). Спустя два года, открылся новый маршрут № 7 «Лузановка–Посёлок им. Котовского», северная конечная которого располагалась на 35-й линии (совр. улица Академика Заболотного). Вскоре он был продлён до Пересыпского моста. Таким образом, проект продления маршрута № 9 воплотился в двух новых самостоятельных маршрутах.


85_725.jpg

Однопутный участок у Кабельного завода. 1966 г. (из архива библиотеки Кабельного завода)


30 декабря 1971 года северная конечная маршрута № 7 была перенесена на 47-ю линию посёлка Котовского (совр. улица Генерала Бочарова), а 28 апреля 1973 года маршрут был продлён до 55-й линии (совр. улица Паустовского). В то же время, маршрут № 8, следовавший от Лузановки до Кишинёвской улицы через Южную дорогу, был закрыт, а его номер передан новому летнему маршруту от Лузановки до новой конечной на посёлке Котовского. Маршрут № 9 был продлён до конечной «Завод Центролит», став, таким образом, самым длинным трамвайным маршрутом в Одессе. Дополнительно был также введен маршрут № 1.







Конечная станция в Лузановке обслуживала следующие маршруты в 1973–1997 годах:







1. «Лузановка–Центролит»;



6. «Мост Пересыпь–Лузановка»;



7. «Мост Пересыпь–Улица Паустовского»;



8. «Лузановка–Улица Паустовского»;



9. «Мост Пересыпь–Центролит».


В 1997 году маршрут № 9 был отменён, однако продление маршрута № 1 в 2015 году привело трассу последнего в полное соответствие прежнему № 9. Маршрут № 8 эксплуатируется только летом, маршрут № 6 является вспомогательным. Также летом в Лузановке оборачивается маршрут № 22, путь следования которого несколько раз менялся за последние годы. По состоянию на 2016 год, он курсирует между Лузановкой и Слободкой.








































Проект продления маршрута № 9. Современный чертёж по материалам 1959 г.Untitled-712.png

Tags: Лузановка, трамваи
Subscribe

  • Личная карточка

    Всё предельно ясно. Оставила вагон в парке и...

  • Посёлок Котовского

    Май 1962 года. Открыто движение на маршруте № 7 «Лузановка — Посёлок им. Котовского». На этой фотографии — первые дни…

  • Мосты на трамвайном пути маршрута № 19

    С сентября 1968 года по апрель 1969-го ОИСИ по заказу ОТТУ проводил исследование мостов по пути следования маршрута № 19. 5 апреля исследование было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments